105- СУРА «АЛЬ-ФИЛЬ» 

«Слон»

Bo имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

A Разве ты не видел, что сделал твой Господь с владельцами слона?

B Разве Он не запутал их козни

C и не наслал на них птиц стаями?

D Они бросали в них каменья из обожженной глины

Eи превратили их в подобие изъеденных иссохших злаковых листьев.[1]

106-СУРА «КУPEЙШ» 



[1] Ибн Касир писал: «Зу Нувас, последний химьярский царь, был язычником, и именно он приказал убить людей в рвах за то, что они обратились в христианство. Их было около двадцати тысяч, но спас­тись удалось только Даусу Зус-Саалабану, который отправился попро­сить о помощи цезаря, правителя Шама, поскольку тот тоже был хри­стианином. Цезарь отправил послание негусу, царю Абиссинии, ко­торая находилась ближе к Йемену, и негус послал туда огромную ар­мию, во главе которой находились двое командующих, Арьят и Абра-ха б. ас-Сабах по прозвищу Абу Иаксум. Они вторглись в Йемен, раз­рушили города и поселения и лишили власти химьяритов. Абу Нувас же погиб, утонув в море, и Йемен стал вассалом Абиссинии. В стране началось двоевластие: ею правили Арьят и Абраха. Вскоре между ними возникли разногласия, которые переросли в военное столкнове­ние. Стороны решили сразиться друг с другом, и воины уже были вы­строены в ряды, когда один из них сказал другому: «Поистине, нет необходимости в том, чтобы наши армии столкнулись друг с другом. Лучше мы встретимся в поединке, и тот, кто одержит верх, станет единоличным правителем». Другой принял это предложение, и они вступили в противоборство и отложили в сторону копья. Арьят нанес Абрахе удар мечом, рассек ему нос и рот и повредил голову. Тогда раб Абрахи по имени Атвада бросился на Арьята и убил его. Абраха вер­нулся с поединка раненый, но его раны проходили, и вскоре он опра­вился и единолично возглавил абиссинское войско в Йемене.

      Негус отправил ему послание, в котором упрекнул его за такие дейст­вия и поклялся растоптать его страну и остричь его хохол. Тогда Аб­раха отправил ему ответное послание, в котором проявил особую почтительность и постарался угодить негусу. Вместе со своим послом он отправил ему дары и подарки, а также мешок с землей Йемена и клок волос со своего хохла. В письме он написал: «Это для того, чтобы царь ступил ногой на эту землю и исполнил данную клятву. А еще я посылаю ему волосы с моего хохла». Когда негус получил это посла­ние, оно понравилось ему, и он остался доволен Абрахой и утвердил его на должности наместника. Спустя некоторое время Абраха отпра­вил негусу другое послание, в котором оповестил его о своем намере­нии построить для него в Йемене такую церковь, которой еще не ви­дывал свет. Он начал строительство громадной церкви в Сане. Это было высокое, просторное сооружение с инкрустированными стена­ми. Из-за его высоты арабы прозвали его Калис, ибо, если кто-либо пытался взглянуть на него, его тюбетейка (араб, «кулунсува» — К. Э.) чуть было не падала с его головы. Абраха аль-Ашрам (он получил та­кое прозвище из-за своего обезображенного носа — К. Э.) хотел, что­бы арабы совершали паломничество не к мекканской Каабе, а к этой церкви, и даже объявил об этом в своей стране. Арабам из числа потомков Кахтана и Аднана это совсем не понравилось, а курейшиты и вовсе пришли в ярость от этого поступка. Один из них отправился в эту церковь, подождал, пока стемнеет, а затем вошел в нее и осквер­нил ее. После этого он двинулся в путь обратно, а когда об этом узна­ли служители церкви, они донесли о происшедшем своему царю Аб­рахе и сказали: «Это сделал один из курейшитов, который разгневал­ся из ревности за свой храм». Тогда Абраха поклялся выступить в по­ход и разобрать храм в Мекке по камням.

      Мукатил б. Сулейман рассказывал, что несколько молодых курейши­тов проникли в эту церковь в ветреный день и разожгли в ней огонь, который распространился по всей церкви, после чего она разруши­лась. Тогда Абраха начал подготовку к походу и выступил в путь во главе многочисленной армии для того, чтобы никто не смог остано­вить его. Он взял с собой огромного слона невиданных размеров, ко­торого звали Махмуд. Его специально для этой цели прислал негус, царь Абиссинии. Говорят, что с ним было еще восемь или даже две­надцать слонов, но лучше всего об этом известно Аллаху. При помощи слонов они собирались разрушить Каабу. Для этого они хотели прикрепить цепи к углам храма и набросить их на шею слона, чтобы он сдвинулся с места и разрушил стену храма за раз. Когда арабы ус­лышали о приближении армии, они восприняли это очень серьезно и решили, что они обязаны не допустить армию к Каабе и остановить того, кто задумал разрушить ее. Один из знатных жителей Йемена и их предводителей по имени Зу Нафар выступил против Абрахи и призвал свой народ и других арабов сразиться с ним, чтобы защитить Каабу и не позволить ему разрушить храм. Люди ответили на его при­зыв и дали бой Абрахе, но он нанес им поражение, ибо так было угод­но Великому и Могучему Аллаху, Который хотел подчеркнуть величие Своего Дома. Зу Нафар попал в плен, и Абраха взял его с собой и продолжил путь. Когда он добрался до земель племени Хасам, против него выступил Нуфейл б. Хабиб аль-Хасами,  вставший во главе свое­го народа. Две армии встретились в бою, и Абраха разгромил войско противника и пленил Нуфейла б. Хабиба. Поначалу он хотел казнить его, но потом помиловал его и взял с собой, чтобы тот провел его по земле Хиджаза.

      Когда он приблизился к Таифу, жители города вышли навстречу ему и начали льстить ему, опасаясь того, что он разрушит их храм, кото­рый назывался аль-Лат. Абраха хорошо принял их, и они предостави­ли ему проводника по имени Абу Ругал. Вскоре Абраха добрался до местечка аль-Магмас вблизи Мекки и сделал там привал. Его воины напали на пастбища мекканцев и захватили верблюдов и другой скот. В то время там паслось двести верблюдов Абд аль-Мутталиба. По при­казу Абрахи на скот напал передовой отряд под командованием аль-асвада б. Мафсуда, и, по сообщению Ибн Исхака, один их арабских поэтов высмеял его в касыде. Потом Абраха отправил Ханату аль-Химьяри в Мекку и велел ему привести к нему самого знатного курейшита и сообщить ему, что царь не собирается сражаться с ними, если только они не станут препятствовать ему. Когда Ханата прибыл в Мекку, ему указали на Абд аль-Мутталиба б. Хашима, и он передал ему слова Абрахи. На это Абд аль-Мутталиб сказал: «Клянусь Аллахом, мы тоже не хотим сражаться с ним, да и нет у нас для этого достаточно сил. Это — Заповедный Дом Аллаха, Дом Его возлюбленного Ибрахима, и если Аллах помешает ему, то ведь это — Его Дом, Его святилище. Если же Аллах позволит ему разрушить Каабу, то, клянусь Аллахом, у нас нет сил, чтобы защитить его». Ханата сказал: «Пойдем со мной к нему», и Абд аль-Мутталиб отправился к Абрахе.

      Абд аль-Мутталиб был высокий, широкоплечий, красивый мужчина, и, когда Абраха увидел его, он оказал ему глубокое почтение. Он со­шел со своего трона и сел рядом с ним на ковер. Затем он попросил своего толмача: «Спроси его, что ему нужно». Абд аль-Мутталиб ска­зал: «Мне нужно, чтобы он вернул мне мое имущество, те двести вер­блюдов, которые он захватил». Тогда Абраха сказал толмачу: «Скажи ему: «Когда я увидел тебя, ты понравился мне, а когда ты заговорил со мной, то перестал мне нравиться. Неужели ты просишь меня вер­нуть те двести верблюдов, которые я захватил, и даже не заступаешь­ся за Дом, который является твоей религией и религией твоих предков? Я пришел для того, чтобы разрушить его, и ты не заступишься за него?». Абд аль-Мутталиб сказал: «Поистине, я — всего лишь хозяин верблюдов, а у Дома есть свой хозяин, который защитит его». Абраха сказал: «Он не сможет защитить его от меня». Он сказал: «Посмо­трим». Говорят, что вместе с Абд аль-Мутталибом к Абрахе отправи­лась группа знатных арабов, которые попросили его оставить в по­кое Дом и предложили ему взамен треть имущества Тихамы. Одна­ко он отказался от их предложения, но вернул Абд аль-Мутталибу его имущество. Абд аль-Мутталиб вернулся к курейшитам и прика­зал им покинуть Мекку и укрыться на вершинах гор, опасаясь того, что на них падет наказание, которое поразит войско Абрахи. По­том Абд аль-Мутталиб ухватился за кольцо на двери Каабы и вместе с несколькими курейшитами воззвал к Аллаху и попросил Его о по­мощи против Абрахи и его войска. Держась за кольцо на двери Ка­абы, Абд аль-Мутталиб сказал: «Они — всего лишь люди, защити же то, что Ты объявил дозволенным! Никогда их крестам и храму не одолеть Твой храм!».

     Ибн Исхак писал, что после этого Абд аль-Мутталиб отпустил коль­цо, и они поднялись на вершины гор. Мукатил б. Сулейман же сооб­щил, что они оставили возле Каабы сто верблюдиц, украшенных раз­ноцветными веревками, надеясь на то, что некоторые из солдатов поступят с ними несправедливо, за что Аллах отомстит им. Спустя не­которое время Абраха и его воины начали готовиться к вступлению в Мекку, и начались приготовления слона, которого звали Махмуд. Когда они направили слона на Мекку, Нуфейл б. Хабиб встал сбоку от него, схватил его за ухо и сказал: «Садись, Махмуд, и возвращайся ту­да, откуда пришел, потому что сейчас ты — в заповедном городе Алла­ха». Затем он отпустил его ухо, и слон сел на колени, а Нуфейл б. Ха­биб бросился бежать и поднялся на гору. Воины стали ударять слона, чтобы тот поднялся на ноги, но он отказывался слушаться их. Когда они повернули его лицом в направлении Йемена, он встал и побе­жал. То же самое произошло, когда они повернули его в направлении Шама и на восток. Когда же они опять повернули его к Мекке, он сно­ва сел на колени. И тогда Аллах наслал на них птиц с моря, похожих на морских ласточек, у каждой из которых было по три камушка: один в клюве и два — в лапках. Эти камушки были похожи на египет­ский горох или чечевицу, и тот, в кого они попадали, непременно умирал, однако не все воины Абрахи были поражены ими. Они бро­сились бежать, но не знали дороги. Они искали Нуфейла, чтобы он показал им дорогу, но Нуфейл вместе с курейшитами и арабами Хиджаза находились на вершинах гор и наблюдали за тем наказанием, которое Аллах ниспослал на воинство слона. И тогда Нуфейл сказал: «Разве можно сбежать, если тебя преследует сам Бог? Аль-Ашрам по­терпел поражение и не сумел победить».

 

Яндекс.Метрика
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz