50  Сколько видов ослушания Аллаха? Два вида: 1) Великие грехи – те, в отношении которых установлено определенное наказание в этом мире или же имеется грозное предупреждение, относящееся к Миру Вечному, а также те, с которыми связано упоминание о гневе Аллаха, проклятии или отрицании веры их совершивших[1]; 2) Малые грехи – это все остальные грехи.

51  Бывает ли так, что малые грехи превращаются в большие? Да, и для этого существует много причин – упорство в совершении малых грехов, повторение их, пренебрежение ими, гордость их совершением или открытое совершение их.

52  Что говорит Ислам о покаянии? И в каком виде оно принимается? Так как склонность к совершению грехов или проступков является природой человека, то раскаяние по отношению к нему становится обязательным, и им нельзя принебрегать. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Каждому из сынов Адама свойственно ошибается многократно, и лучшие из ошибающихся – кающиеся» (ат-Тирмизи). И сказал он: «Если бы не совершали вы грехи, Аллах заменил бы вас (другими) людьми[2], которые грешили бы, но затем приносили покаяние, и Он прощал бы их» (Муслим). Однако серьезной ошибкой является упорство в совершении грехов и откладывание покаяния. Поэтому важно знать, что покаяние является обязательным сразу после совершения греха. Сказал Всевышний: «Воистину, Аллах обязался принимать покаяния тех, которые совершают дурной поступок по своему невежеству и вскоре раскаиваются» (сура 4, аят 17).

     Для принятия покаяния существуют следующие необходимые условия: 1) Прекращение совершения греха; 2) Сожаление о уже содеянном ранее; 3) Решительное намерение не возвращаться к подобному впредь, и если грех связан с правами людей, необходимо рассчитаться с ними, 

устранив причиненную им несправедливость.

53  После каждого ли греха можно приносить покаяния? Когда кончается время принятия покаяния? И какова награда кающегося? Да, приносить покаяние можно после любых грехов. Покаяния будут приниматься до тех пор, пока солнце не взойдёт с Запада[3] или не начнёт человек издавать предсмертный хрип. А наградой кающегося, если покаяние его будет чистосердечным, является то, что его дурные дела будут обращены в благие, даже если они достигнут небес в своем множестве.

54  Каковы обязанности мусульманина по отношению к обладающему властью (управляющему делами мусульман)? Обязательно послушание им в том, чего мы желаем, и в том, чего мы не хотим, и нельзя восставать против них, даже если они творят несправедливость. Мы не должны взывать к Аллаху против них (т.е. призывать на них гнев Аллаха, бедствия, болезни и т.д.) и переставать повиноваться им. Вместо этого следует просить для них праведности, благополучия и благоразумия в словах и делах. И мы считаем послушание им частью послушания Всевышнему Аллаху, если только они не приказывают совершать то, что является ослушанием Аллаха. То есть, если мусульманину приказывают сделать то, что является ослушанием Аллаха, он не должен подчиняться, но при этом он обязан выполнять все остальные приказы, не содержащие в себе ничего запретного. Сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «Ты должен слушаться предводителя (амира) и повиноваться ему, даже если избита будет спина твоя и отобрано будет твое имущество. Слушай и повинуйся» (Муслим).

55 Можно ли спрашивать о смысле, вложенном Аллахом в Его повеления и запреты? Да, при условии, что вера или совершение действия не будет ставиться в зависимость от понимания смысла или довольства им. Знание заключенного в них смысла должно добавлять мусульманину стойкости и твердости в следовании Истине. Однако полное смирение и воздержание от вопроса является признаком совершенства преданности Аллаху, а также веры в Него и Его абсолютную мудрость, именно так и обстояло дело у сподвижников.

56  Что означает Слова Всевышнего: «Все хорошее, что постигает тебя, приходит от Аллаха. А все плохое, что постигает тебя, приходит от тебя самого»? Под хорошим в данном случае подразумевается милость Аллаха, а под плохим – испытание от Него. А все это уже предопределено Всевышним Аллахом. Хорошее отнесено к Аллаху, потому что это Он совершил его. Что же касается плохого, то Он создал его с определенным умыслом, и, если учесть этот умысел, оно относится к Его благодеянию и, поистине, Он никогда не делает дурного -  любое Его действие есть благо. Сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «Всё благо в руках Твоих, а зло к Тебе не относится» (Муслим). Действия рабов Аллаха являются творениями Аллаха, и в то же время они – приобретение рабов Аллаха. Сказал Всевышний: « Тому, кто делал пожертвования и был богобоязнен, кто признавал наилучшее, Мы облегчим путь к легчайшему. А тому, кто был скуп и полагал, что ни в чем не нуждается, кто счел ложью наилучшее, Мы облегчим путь к тягчайшему » (сура 92, аяты 5-10).



[1] То есть утверждение содержащееся в Коране или хадисах о том, что совершающий подобное не уверовал или является неверующим. Прим. пер.

[2] - То есть: если бы вам не было свойственно пригрешение, так же как и ангелам, то Аллах заменил бы вас на тех которым было бы свойственно ошибаться, и которые бы совершив проступок раскаивались. Прим. пер.

[3] - Один из признаков конца света. Прим. пер.

 

Яндекс.Метрика
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz