Однако здесь необходимо соблюдение следующих условий:                  1) Заступничество должно исходить от живого. Мертвый не может принести пользу даже самому себе, как же он принесет ее другим?! 2) Он должен понимать обращенные к нему слова (просьбу) 3) Требуемое должно быть существующим. 4) Оно должно быть из числа возможного. 5) Заступничество (ходатайство) должно касаться мирских дел. 6) Оно должно касаться дозволенного дела, в котором нет вреда.

18 Сколько видов тавассуля (приближение к Аллаху)? Два вида:              1) Дозволенный. Он подразделяется на три раздела: 1- Приближение к Всевышнему Аллаху посредством Его Имен и Качеств. 2- Приближение к Аллаху посредством некоторых благих дел, как в истории троих в пещере[1]3- Приближение к Аллаху посредством ду’а благочестивого мусульманина, живого и присутствующего, и предположительно на ду’а которого Аллах ответит.

2) Запрещенный. Он подразделяется на два раздела: 1- Когда человек просит Всевышнего Аллаха положением Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) или праведника (вали). Например, он говорит: «О Аллах, поистине, я прошу Тебя положением Твоего Пророка (или аль-Хусейна)». Это верно, что положение Пророка у Аллаха велико, как и положение праведников. Однако сподвижники, которые больше всех людей стремились к благому, когда началась засуха (например), не пытались просить Аллаха положением Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), даже притом, что могила была рядом с ними, но использовали для приближения к Аллаху ду’а его дяди (в то время ещё живого) аль-Аббаса (да будет доволен им Аллах). 2- Когда раб просит у Аллаха то, в чём нуждается, используя клятву Его пророком или одним из Его приближённых (вали). Например, он говорит: «О Аллах, заклинаю Тебя Твоим вали таким-то дать мне то-то и то-то» (или: «Заклинаю Тебя правом пророка Твоего такого-то»), потому что заклинать сотворённого сотворённым для человека  запрещено, заклинать же подобным образом Аллаха запрещено еще строже. К тому же, раб не имеет никакого права требовать от Аллаха чего-либо, полагая, что Он обязан внять его просьбе только  из-за его послушания  Ему.

19  Каково постановление Шариата в отношении ду’а, обращенного к мертвым и отсутствующим? Просьба, обращённая к мёртвым и отсутствующим, является ширком, потому что ду’а является поклонением, и его достоин один лишь Всевышний Аллах. Сказал Он: «…а те, к кому вы взываете помимо Него, не владеют даже плёнкой (отделяющей косточку финика от мякоти). Когда вы взываете к ним, они не слышат вашей молитвы, а если бы даже услышали, то не ответили бы вам. В День Воскресения они отвергнут ваше поклонение » (сура 35, аяты 13-14). И сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «Кто умер, взывая к кому-либо помимо Аллаха, тот войдет в Огонь» (Аль-Бухари). Да и как можно требовать чего-то от мёртвого, когда сам он нуждается в том, что бы живые делали за него ду’а? Ведь все его дела прервались с его смертью, кроме награды, которая достигает его за ду’а и прочее, тогда как у живого еще есть время что-то сделать. И мертвый радуется, когда за него делают ду’а, так как же можно взывать к нему, если сам он нуждается? Что же касается отсутствующего, то он не слышит того, кто далеко от него, так как же он может ответить?

20  Существует ли сейчас Рай и Огонь? Да, Аллах сотворил их до сотворения людей, и они никогда не исчезнут. И сотворение Аллахом Рая согласуется с Его милостью, а сотворение Им Ада согласуется с Его справедливостью[2]. И каждому будет облегчено то, ради чего он был создан.



[1] Вот эта история, как она упоминается в книге «Сады праведных». Абу Абду-р-Рахман ‘Абдуллах ибн ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен Аллах ими обоими) передал, что слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: (Некогда) трое людей из числа живших до вас отправились в путь (и шли) до тех пор, пока не остановились на ночлег в какой-то пещере, но когда они вошли туда, с горы сорвался огромный камень и наглухо закрыл для них (выход из) нее. Тогда они сказали: «Поистине, от этого камня нас может спасти только обращение к Аллаху Всевышнему с мольбой (о том, чтобы Он избавил нас от него) за наши благие дела!» (После этого) один из них сказал: «О Аллах, у меня были старые родители, и по вечерам я никогда не поил (молоком) ни домочадцев, ни рабов до (тех пор, пока не приносил молока) им. Однажды поиски дров увели меня далеко от дома, а когда я вернулся, они уже спали. Я надоил для них молока, узнав же о том, что они заснули, не пожелал ни будить их, ни поить молоком домочадцев и рабов раньше их, а до самого рассвета ждал с кубком в руке их пробуждения, и все это время дети кричали от голода у моих ног. А потом (мои родители) проснулись и выпили свое вечернее питье. О Аллах, если я сделал это, стремясь к Лику Твоему то избавь нас от того положения, в котором мы оказались из-за этого камня!» И после этого (камень сдвинулся с места, открыв) проход, (но не настолько, чтобы) они могли выбраться оттуда. Другой сказал: «О Аллах, поистине, была у меня двоюродная сестра, которую я любил больше (кого бы то ни было из) людей…». В другой версии этого хадиса сообщается, что он сказал: «...и я любил ее так сильно, как только могут мужчины любить женщин, и желал ее, но она противилась мне. (Так продолжалось до тех пор), пока не выдался (засушливый) год. И тогда она пришла ко мне, а я дал ей сто двадцать динаров, чтобы она позволила мне распоряжаться собой. И она пошла на это; когда же я получил возможность (овладеть) ею...». В другой версии этого хадиса сообщается, что он сказал: «...а когда я уселся между ног ее, она сказала: «Побойся Аллаха и не ломай эту печать иначе как по праву!» И тогда я покинул ее, (несмотря на то, что) любил ее больше всех, оставив у нее то золото, которое я ей дал. О Аллах, если я сделал это, стремясь к Лику Твоему, то избавь нас от того положения, в котором мы оказались!» И после этого камень (опять сдвинулся с места, но проход был все еще не достаточно широк, чтобы) они могли выбраться оттуда. Третий сказал: «О Аллах, поистине, однажды я нанял работников и заплатил (всем) им, кроме одного человека, который оставил то, что ему причиталось, и ушел, я же использовал его деньги и приумножил их. А через некоторое время он явился ко мне и сказал: «О, раб Аллаха, отдай мне мою плату». Тогда я сказал ему: «Платой твоей является все эти верблюды, коровы, овцы и рабы, которых ты видишь». Он сказал: «О, раб Аллаха, не насмехайся надо мной!» Я сказал: «Я не насмехаюсь над тобой», - и он забрал все это и угнал, ничего не оставив. О Аллах, если я сделал это, стремясь к Лику Твоему, то избавь нас от того положения, в котором мы оказались!», и после этого камень (сдвинулся настолько, что они смогли) выбраться наружу и уйти. (Аль-Бухари; Муслим). Прим. пер.

[2] То есть Аллах сотворил Рай для Своих уверовавших и благочестивых рабов, и это есть проявление Его милости к ним. И Он создал Адский Огонь для тех, кто не уверовал и творил нечестие на земле, чтобы они вкусили там справедливое наказание. Прим. пер.

 

Яндекс.Метрика
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz