Встретил человек по имени Абдулла («раб Аллаха») человека по имени Абдуннаби («раб Пророка»). Абдулла удивился имени Абдуннаби, и он подумал про себя: «Как же может кто-то быть рабом не Аллаха?». Затем он обратился к Абдуннаби и спросил: «Ты поклоняешься не Аллаху?».

Абдуннаби : Нет, я не поклоняюсь никому, кроме Аллаха, я мусульманин и поклоняюсь одному лишь Аллаху.

Абдулла : Тогда что же это за имя, подобное именам арабских христиан, среди которых бытует имя «Абдуль-Масих» («раб Мессии»)? Это неудивительно, ибо христиане поклоняются  Иисусу (мир ему). Слыша же твое имя, человек сразу предполагает, что ты поклоняешься Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), а это не соответствует убеждениям мусульман в отношении Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Ведь он обязан верить в то, что Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) – раб Аллаха и Его Посланник.

Абдуннаби : Однако Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) – лучший из людей и Господин посланников, и мы берем это имя с целью снискать благословение и приблизиться к Аллаху посредством величия Его Пророка и его положения у Аллаха, и мы просим у него заступничества в этом. И не удивляйся, у моего брата похожее имя –Абдуль-Хусейн («раб Хусейна»), а отца моего зовут Абдуррасуль («раб Посланника»).Эти имена используются издавна, и они распространены среди людей. И мы обнаружили, что предки наши делали это, поэтому не проявляй же излишней строгости, ибо всё очень просто и религия легка.

Абдулла : Это дело уже более порицаемое, чем первое – ведь ты просишь помимо Аллаха то, что может дать только Аллах. И не важно, является ли тот, у кого ты просишь, самим Пророком Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует), или же просто праведным человеком, вроде Хусейна (да будет доволен им Аллах). Ибо это противоречит Единобожию которого нам велено придерживаться, и противоречит значению слов: «Нет истинного божества кроме Аллаха» («Ля иляха илляЛлах»).

Я задам тебе несколько вопросов, чтобы ты осознал, насколько велико это дело, и понял последствия присвоения подобных имен. И этим я не преследую ничего кроме Истины и следования ей, и разъяснения лжи и отдаления от неё,  и призыва к одобряемому и удержанию от порицаемого. И Аллах – тот, у кого просят помощи, и на Него упование. И нет силы и могущества ни у кого, кроме Аллаха, Высочайшего и Великого. Однако перед этим я напомню тебе слова Всевышнего: «Когда верующих зовут к Аллаху и Его Посланнику, чтобы Он рассудил их, они говорят: “Слушаем и повинуемся!”» (сура 24, аят 51). «Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний День» (сура 4, аят 59).

Абдулла : Ты утверждаешь, что придерживаешься Единобожия и свидетельствуешь:  «Ля иляха илляЛлах». А можешь ли ты объяснить мне, что это значит?

 

Абдуннаби : Таухид – это вера в существование Аллаха, и в то, что Он - Тот,  Кто сотворил небеса и землю, и Он – Оживляющий и Умерщвляющий, и Он распоряжается во Вселенной, и Он – Дающий удел, Знающий, Сведующий, Могущественный.

Абдулла : Если бы таухид означал только то, что ты назвал, то Фараон с его народом, а также Абу Джахль и другие были бы приверженцами таухида. Потому что они не были невежественными в этом вопросе как и большинство язычников. Ведь Фараон, утверждавший, что он – Господь, признавал и верил в глубине души в то, что Аллах существует, и что Он распоряжается  Вселенной, и доказательством этом служат Слова Всевышнего: «Они отвергли их (знамения) по несправедливости и надменности, хотя в душе они глубоко в них верили» (сура 27, аят 14). И он признал это открыто, когда тонул.

      Таухид же, ради которого были направлены посланники, ниспосланы Писания и имело место сражение с курейшитами, – это обращение поклонения к одному лишь Аллаху. А поклонение – это всеобъемлющее название всего, что любит Аллах и что вызывает Его довольство из слов и дел, очевидных и сокрытых. А слово «илях» во фразе «Ля иляха илляЛлах» означает: объект поклонения, который один лишь достоин поклонения.

Абдулла : А знаешь ли ты, для чего отправлены на землю посланники, первым из которых был Нух (мир ему)?

Абдуннаби : Чтобы призывать многобожников к поклонению одному лишь Аллаху и отричению от всех кого придали в сотоварищи Всевышнему Аллаху.

Абдулла : А какова причина совершения ширка народом Нуха?

Абдуннаби : Не знаю…

Абдулла : Аллах послал Нуха к его народу, потому что они стали чрезмерно возвеличивать праведников: Вадда, Сува’а, Иагуса, Йа’ука и Насра.

Абдуннаби : Ты хочешь сказать, что Вадд, Сува’ и так далее – все это имена праведных людей, а вовсе не тиранов кафиров?

Абдулла : Да, это имена праведных людей, которых народ Нуха стал обожествлять, и в этом за ними последовали арабы. А доказательством этому является хадис переданный от Ибн Аббаса (да будет доволен Аллах ими обоими): в котором сообщается что:«Идолы народа Нуха перешли впоследствии к арабам. Вадд был у племени Кяльб в Думати-ль-Джандаль, Сува’ – у племени Хузейль, Йагус – у племени Мурад, затем у Бану Гутайф в аль-Джауфе, около Сабы. Йа’ук был у племени Хамдан, а Наср – у племени Химйар, у клана Зуль-Каля’. Это были имена праведных людей из народа Нуха. Когда они умерли, Шайтан внушил их народу, чтобы они установили на местах своих собраний (истуканы) статуи и назвали их именами этих праведников. Они так и сделали, но (тогда ещё) не поклонялись им. Однако когда эти (воздвигшие их) люди умерли и знания были забыты, им начали поклоняться.» (Аль-Бухари).

Абдуннаби : Сказанное тобой удивительно!

Абдулла : А хочешь, я расскажу тебе нечто еще более удивительнее? Знай, что Аллах послал Печать Пророков, нашего господина Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) к людям, которые поклонялись, молили о прощении, совершали Хадж (паломничество), совершали “таваф” (обход вокруг Каабы) и “са’и” (пробег между холмами Сафа и Марва), и раздавали милостыню, однако при этом они сделали некоторых из творений (как например: ангелов, Иисуса (мир ему) и др.праведников) посредниками между ними и Аллахом, и говорили: «Мы хотим, чтобы они приблизили нас к Аллаху и заступались за нас перед Ним». И тогда Аллах послал Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), чтобы он вернул их к религии их праотца Ибрахима (мир ему), и сообщил им о том, что это приближение и убеждение – исключительное право Аллаха, и ничто из этого не может принадлежать никому иному, ибо Он – единственный Создатель, и нет у него сотоварищей, и нет Дарующего удел кроме Него. Семь небес со всеми, кто в них, и семь земель со всеми, кто в них, – все они являются Его рабами, и все они в Его распоряжении и подчинении… Более того, они признавали, что божества, которым они поклоняются, находятся в Его власти и распоряжении.

Абдуннаби : Сказанное тобой чрезвычайно важно и удивительно… А есть ли доказательство твоим словам?

Абдулла : Доказательств много. Из них Слова Всевышнего: «Скажи: “Кто одаряет вас уделом с неба и земли? Кто властен над слухом и зрением? Кто мертвое превращает в живое, а живое превращает в мертвое? Кто управляет делами?” Они скажут: “Аллах”. Скажи: “Неужели вы не устрашитесь?”» (сура 10, аят 31) и Его Слова «Скажи: “Кому принадлежит земля и те, кто на ней, если только вы знаете?”. Они скажут: “Аллаху”. Скажи: “Неужели вы не помяните назидание?”. Скажи: “Кто Господь семи небес и Господь великого Трона?”. Они скажут: “Аллах”. Скажи: “Неужели вы не устрашитесь?”. Скажи: “В чьей Руке власть над всякой вещью? Кто защищает и от Кого нет защиты, если только вы знаете?”. Они скажут: “Аллах”. Скажи: “До чего же вы обмануты!”» (сура 23, аяты 84-89). Многобожники повторяли во время совершения Хаджа: «Вот я перед Тобой, о Аллах, вот я перед Тобой! Вот я перед Тобой, нет у Тебя сотоварища, кроме сотоварища, который есть у Тебя, принадлежит Тебе он и всё, что он имеет». Признание многобожниками-курейшитами того, что именно Аллах распоряжается во Вселенной (т.е. признание «таухида ар-рубубиййа» «Единобожие Господства») не сделало их мусульманами. И именно их обращение к ангелам, пророкам и праведникам с целью снискания заступничества и приближения к Аллаху сделало их неверными. Поэтому необходимо обращать любое дуа исключительно к Аллаху, как и обет, и заклание, и моление о помощи, и вообще все виды поклонения нужно обращать только к Аллаху.

Абдуннаби : Если признание существования Аллаха и того, что Он распоряжается во Вселенной ещё не есть таухид (Единобожие), как ты утверждаешь… Тогда что же является таухидом (Единобожием)?

Абдулла : Таухид, ради которого были направлены к людям посланники, и который отказались признать многобожники – это обращение поклонения к одному лишь Аллаху и признание того, что ничего из поклонения не должно быть обращено к кому-либо помимо Аллаха: ни дуа, ни обет, ни заклание, ни испрашивание помощи… Этот таухид и есть смысл произносимых тобою слов: «Ла илаха иллаЛлах» (Нет истинного божества кроме Аллаха). «Божество» у многобожников-курейшитов – это то, к кому обращаются со всеми этими видами поклонения, будь то ангел, пророк, праведник, дерево, могила или джинн. И они не утверждали что это божество является создателем, дарующим удел, распоряжающимся во Вселенной, ибо они знают, что все это относится к одному лишь Аллаху, как уже было сказано… А когда к ним пришел Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), он стал призывать их к формуле Единобожия (таухид) «Нет истинного божества кроме Аллаха» и практическому применению заключенного в ней значения, а не одному лишь произнесению ее.

Абдуннаби : Ты как будто хочешь сказать, что многобожники-курайшиты знали смысл слов «Нет истинного божества кроме Аллаха» лучше, чем многие мусульмане в наше время…

Абдулла : Да, и такова горькая действительность. Невежественные неверные знали, что под этими словами Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) подразумевает обращение поклонения к одному лишь Аллаху и отречение от всего того, чему поклоняются помимо Аллаха. И поэтому когда было сказано им: «Скажите: “Нет истинного божества кроме Аллаха”», они ответили: «Неужели он обратил богов в Единственного Бога? Воистину, это – нечто удивительное!» (сура 38, аят 5). И это притом, что они верили, что именно Аллах распоряжается всем во Вселенной. И если невежественные неверные знали это, то остается только удивляться тем, кто утверждает о своей принадлежности к Исламу и при этом не знает значения этих слов, которое было известно даже невежественным неверным. Более того, некоторые считают, что достаточно произносить эти слова языком, даже и не имея веры в них сердцем. Другие  же из числа мусульман думают, что значение формулы «Ля иляха илляЛлах» таково: не создает, не дает удела, не распоряжается делами мира никто, кроме Аллаха!

Нет блага в людях, утверждающих, что они мусульмане, в то время когда невежественные неверные-курейшиты были более сведующими в значении слов: «Ля иляха илляЛлах» чем они!

Абдуннаби : Однако я не придаю Аллаху сотоварищей, и я свидетельствую, что не творит, не дает удела, не приносит пользы и вреда никто, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей, и что Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) не может принести ни пользы, ни вреда самому себе. А Али, Хусейн, Абдуль-Кадир и другие - тем более. Однако я грешен, а у праведных  особое положение перед Аллахом, и я прошу у них, чтобы они заступились за меня посредством своего положения.

Абдулла : Могу ответить тебе на это только тем, что я уже говорил – что те, с кем сражался Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), признавали то, о чем ты сейчас упомянул, как признавали они и то, что их идолы ничего не решают сами по себе. Однако предметом их устремлений было их особое положение и заступничество, и мы уже приводили доказательство этому из Корана.

Абдуннаби : Однако эти аяты ниспосланы в отношении тех, кто поклоняется идолам, так как же вы можете приравнивать пророков и праведников идолам?

Абдулла : Мы уже говорили о том, что некоторые из этих идолов были названы именами праведников, как было это во времена Нуха (мир ему), и что неверные хотели от них только заступничества перед Аллахом, потому что они занимают особое положение у Аллаха, и доказательством этого служат Слова Всевышнего: «А те, которые взяли себе вместо Него других покровителей и помощников, говорят: “Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе”» (сура 39, аят 3). Что же до твоих слов: «Как вы приравниваете пророков и праведников к идолам?», то здесь мы говорим: поистине, среди неверных, к которым был послан Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), были такие, которые взывали и к праведникам. О таких Всевышний сказал: «Те, к кому они взывают с мольбой, сами ищут пути приближения к своему Господу, пытаясь опередить других. Они надеются на Его милость и страшатся Его наказания. Воистину, наказания твоего Господа надлежит остерегаться» (сура 17, аят 57) Среди них были и те, кто обращался с мольбой к Иисусу (мир ему) и его матери. Сказал Всевышний: «Вот сказал Аллах: “О ‘Иса, сын Марйам! Говорил ли ты людям: “Примите меня и мою мать как два бога наряду с Аллахом”?”» (сура 5, аят 116). Были среди них и те, кто взывал к ангелам. Сказал Всевышний: «В тот День Он соберет их всех, а затем скажет ангелам: “Это они поклонялись вам?”» (сура 34, аят 40).

      Поразмышляй же над этим аятами. В них говорит Аллах о неверии тех, кто обращает поклонение к идолам, и тех, кто обращает его к пророкам, ангелам и праведникам, и поэтому Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) направил своё послание к ним ко всем, не делая различия между ними в этом.

Абдуннаби : Однако неверные желают добиться от них пользы, я же свидетельствую, что Приносящий пользу и вред и Распоряжающийся - Аллах, и я не жду этого ни от кого, кроме Него (Высок Он и Велик). А праведники сами по себе ничего не решают. Но я обращаюсь к ним, желая, чтобы они ходатайствовали за меня перед Аллахом.

Абдулла : Слова твои – это слова неверных, точь-в-точь, и подтверждением этого являются Слова Всевышнего: «Они поклоняются наряду с Аллахом тому, что не причиняет им вреда и не приносит им пользы. Они говорят: “Они – наши заступники перед Аллахом”» (сура 10, аят 18).

Абдуннаби : Однако я не поклоняюсь никому кроме Аллаха, и обращение к ним за помощью и взывание не является поклонением!

Абдулла : Однако я спрашиваю тебя: признаешь ли ты, что Аллах обязал тебя обращать поклонение исключительно к Нему, и это – Его право, соблюдение которого возложено на тебя, как в Его Словах: «А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне, будучи приверженцами Единобожия» (сура 98, аят 5)?

Абдуннаби : Да, Аллах вменил это мне в обязанность.

Абдулла : В таком случае, я прошу тебя объяснить мне, что же означает это обращение поклонения к одному лишь Аллаху, которое Он на тебя возложил.

Абдуннаби : Я не понял, что ты имеешь в виду, задавая этот вопрос. Пожалуйста, объясни мне.

Абдулла : Хорошо, давай я объясню тебе. Сказал Всевышний Аллах: «Взывайте к Господу своему со смирением и в тайне. Воистину, Он не любит преступников» (сура 7, аят 55). Так является ли дуа поклонением Аллаху (Высок Он и Велик) или нет?

Абдуннаби : Конечно. Более того, дуа – основа поклонения, как сказано в хадисе: «Дуа есть поклонение» (Абу Дауд).

Абдулла : Если ты признаешь, что дуа является поклонением, и взываешь к Аллаху днем и ночью, со страхом и надеждой, прося о чем-либо, а после этого обращаешься с той же просьбой к пророку, ангелу, или праведнику в его могиле, означает ли это, что ты придаешь Аллаху сотоварищей в поклонении и совершаешь ширк?  

Абдуннаби : Да, это ширк, и здесь все совершенно ясно!

Абдулла : Вот тебе другой пример. Если ты узнал о Словах Всевышнего: «Посему  молись своему Господу и закалывай (жертву)», и подчинился этому повелению Аллаха, и принес Ему в жертву животное, считается ли это твое заклание и жертвоприношение поклонением Всевышнему Аллаху или нет?

Абдуннаби : Да, это является поклонением.

Абдулла : Если ты совершил жертвоприношение кому либо из творений (пророку, джинну и т.д.) наряду с Аллахом, означает ли это, что ты приобщил кого-то Аллаху в своем поклонении Ему?

Абдуннаби : Да, это – ширк, и в этом нет сомнений.

Абдулла : Я объяснил тебе на примере дуа и жертвоприношения, потому что дуа – самый значительный вид словесного поклонения, а жертвоприношение – наиболее значительный вид действенного поклонения. Но поклонение не ограничивается этими двумя видами. Оно намного обширнее, и в него входит обет, клятва, испрашивание защиты и помощи и т.д. Однако многобожники, относительно которых ниспосылались аяты Корана, поклонялись ли они ангелам, праведникам и идолам как Лят и др.?

Абдуннаби : Да, они делали это.

Абдулла : А было ли их поклонение чем-то иным, кроме дуа, жертвоприношения, испрашивания помощи и защиты? Ведь если не считать этого, то они признавали, что они – рабы Аллаха и находятся в Его власти, и что именно Аллах распоряжается всеми делами… Однако они стали взывать к ним (ангелам, пророкам и т.д.) и прибегать к их помощи, желая заступничества и возвышения, и это совершенно очевидно.

Абдуннаби : Означает ли это, о Абдулла, что ты отрицаешь заступничество (ходатайство) Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и отрекаешься от него?

Абдулла : Нет, я не отрицаю его и не отрекаюсь от него. Я признаю, что  Пророк (да будет отец мой и мать моя выкупом за него, и да благословит его Аллах и приветствует) – заступник, которому даровано право заступничества, и я желаю его заступничества. Однако все заступничество принадлежит Аллаху,  как сказал Он: «Скажи: “Аллаху принадлежит заступничество целиком”» (сура 39, аят 44), и оно не может быть применённым не иначе как после Его позволения, как сказал Всевышний: «Кто станет заступаться перед Ним без Его дозволения?» (сура 2, аят 255), и ни за кого не заступятся заступники не иначе как с позволения Аллаха. Сказал Всевышний: «Они заступаются только за тех, кем Он доволен» (сура 21, аят 28). А Он не удовольствуется ничем, кроме таухида. Сказал Он: «От того, кто ищет иную религию помимо Ислама, это никогда не будет принято, и в Последней Жизни он окажется среди потерпевших урон» (сура 3, аят 85). А поскольку заступничество целиком принадлежит Аллаху, и осуществляется только с Его позволения, то ни Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), ни кто другой не может заступаться, пока Аллах не позволит ему сделать это. А если разрешит, то никому иному кроме как  приверженцам таухида. И уже совершенно очевидно, что заступничество целиком принадлежит Аллаху, поэтому я прошу его у Него и говорю:  «О, Аллах! Не лишай меня заступничества Пророка», «О, Аллах! Сделай его заступником для меня» и тому подобное.

Абдуннаби : Мы согласны в том, что нельзя просить ни у кого то, что не в его власти. Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) же было дано право заступничества, а поскольку оно ему дано, значит, оно в его власти. Исходя из этого, можно просить у него то, что он имеет, и это не будет ширком.

Абдулла : Да, эти слова были бы правильными, если бы только Аллах не запретил тебе это, сказав: «Не взывайте же ни к кому наряду с Аллахом» (сура 72, аят 18). А просьба о заступничестве – дуа. Именно Аллах даровал Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) право заступничества, и Он запретил тебе просить его у кого-то, кроме Него, независимо от того, кем является этот другой. К тому же, право заступничества даровано не только Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), ведь достоверно известно, что ангелы тоже будут заступаться, и дети, умершие до достижения ими совершеннолетия, и праведники… Так что же, ты хочешь сказать: «Поистине, Аллах дал им заступничество, и я буду просить его у них»? Сказав это, ты вернешься к поклонению праведникам, о котором упомянул Аллах в своей Книге. Если же ты скажешь: «Нет», тогда твои слова: «Аллах дал ему заступничество, и я прошу это заступничество у того, кому оно дано» становятся ложными и несостоятельными.

Абдуннаби : Но я же не совершаю ширк по отношению к Аллаху, и обращение к праведникам не является ширком!

Абдулла : Признаешь ли ты, что запрет на ширк намного более строгий, чем запрет на  прелюбодеяния, и что Аллах не прощает его?

Абдуннаби : Да, я признаю это, и это очевидно из Слов Всевышнего Аллаха.

Абдулла : Ты только что сказал, что не совершаешь ширк, который запретил Аллах. А можешь ли ты объяснить мне, что такое придавание Аллаху сотоварищей (ширк), о котором ты утверждаешь, что ты его не совершал и не совершаешь?

Абдуннаби : Ширк – это поклонение идолам, обращение к ним, устремление и страх перед ними.

Абдулла : Что означает «поклонение идолам»? Ты считаешь, что неверные-курайшиты были убеждены, что эти куски дерева или камня творят, даруют удел и улаживают дела того, кто взывает к ним? Они так не думали, как я уже сказал тебе.

Абдуннаби : Я тоже так не думаю, я имею ввиду человека который обращается к деревянной статуе, камню или строению, воздвигнутому на могиле, взывает к нему и приносит ему жертвы и говорит: «Поистине, он приближает нас к Аллаху приближением, и Аллах отводит от нас беду из-за его благодати и благословения». Это и есть поклонение идолам, которое я имею в виду.

Абдулла : Ты сказал правду, однако это и есть ваши действия у камней, гробниц и строений на могилах и т.д. А что же касается твоих слов: «Ширк – это поклонение идолам»… то имеешь ли ты в виду, что ширк ограничивается только теми, кто совершает подобное, а кто полагается на праведников и взывает к ним, не считается совершающим ширк?

Абдуннаби : Да, именно это я и хотел сказать.

Абдулла : Какова же, в таком случае, твоя позиция по отношению к многочисленным аятам, которые я приводил тебе и в которых Аллах упоминает о запрещении полагаться на пророков и праведников и связывать надежды с ангелами и т.д., и в которых говорит о неверии тех, кто делает подобное?

Абдуннаби : Но ведь те, кто взывал к ангелам и пророкам, не впали в неверие  по этой причине. Они стали неверными, когда сказали: «Ангелы – дочери Аллаха» и «Мессия – сын Аллаха». Мы же вовсе не говорим, что Абдуль-Кадир – сын Аллаха, или что Зейнаб – дочь Аллаха.

Абдулла : Что же касается приписывания Аллаху детей, то это отдельный вид неверия. Сказал Всевышний: «Скажи: “Он – Аллах Единственный, Аллах Самодостаточный. Он не родил и не был рожден”» (сура 112, аяты 1-3). Единственный – у Которого нет подобного, и нет другого такого же бога. Самодостаточный –в Ком все нуждаются, к Которому все обращаются со своими нуждами и потребностями. И кто отрицает это, тот является неверным, даже если он и не отрицает последний аят суры: «Он не родил и не был рожден». В другом аяте Всевышний проводит различие между двумя видами неверия: между придаванием Аллаху сотоварищей и между приписыванием Ему детей. Он сказал: «Аллах не взял Себе сына, и нет наряду с Ним другого бога. В противном случае каждый бог унес бы с собой то, что сотворил, и одни из них возвысились бы над другими» (сура 23, аят 91). Так же, подтверждением тому что есть различие между этими двумя видами служит и то, что те которые впали в неверие по причине обращения с мольбой к идолу Ляту (хотя он и был праведным человеком) никогда не утверждали, что он – сын Аллаха. А так же, впавшие в неверие из-за своего поклонения джиннам, не утверждали, что джинны – дети Аллаха. И все четыре мазхаба, говоря о постановлении Шариата в отношении вероотступника, утверждают, что мусульманин, говорящий, что у Аллаха есть дети, является вероотступником, и тот который придает кого-то в сотоварищи Аллаху, тоже – вероотступник, и они различают эти два вида.

Абдуннаби : Однако Всевышний Аллах говорит: «Воистину, те, кто близок к Аллаху [1], не познают страха и не будут опечалены» (сура 10, аят 62).

Абдулла : Мы верим, что это правда, и признаем это. Однако мы не поклоняемся им. И единственное, что мы отвергаем – поклонение им наряду с Аллахом и придавание их Ему в сотоварищи. А кроме этого мы обязаны любить их, и следовать за ними, и признавать дарованные им чудесные способности(караматы). Отрицать чудесные явления, проявляемые праведными рабами Аллаха, могут только приверженцы нововведений, а религия Аллаха – это золотая середина, это верный путь между двумя заблуждениями, и это истина между двумя проявлениями лжи.

Абдуннаби : Те, о которых ниспосылались аяты Корана, не свидетельствовали, что нет истинного божества кроме Аллаха, не верили Посланнику Аллах (да благословит его Аллах и приветствует), отрицали Воскрешение, и не верили в Коран, считая его колдовством. Мы же свидетельствуем, что нет истинного божества кроме Аллаха, и что Мухаммад – Посланник Аллаха, и верим в Коран, и в Воскрешение, и совершаем намаз и постимся. Так как же ты уподобляешь нас им?

Абдулла : Нет разногласия между учеными относительно того, что если человек

считает одни слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) истиной, а другие – ложью, то он  неверные, не вошедший в Ислам. Так же и человек, который верует в одну часть Корана и не верует в другую – как тот, кто признает таухид, но отвергает намаз, или же признает таухид и намаз, но отрицает обязательность закята, или же признает все это, но отрицает обязательность поста, или же признает все это, но отрицает обязательность хаджа. Когда некоторые люди во времена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) не подчинились повелению совершать хадж, Всевышний Аллах ниспослал относительно них аят: «Люди обязаны перед Аллахом совершить хадж к Дому (Ка’абе), если они способны проделать этот путь. Если же кто не уверует, то ведь Аллах не нуждается в мирах» (сура 3, аят 97). И если человек отрицает Воскрешение, это и есть неверие, и относительно этого нет никаких разногласий. Именно поэтому Всевышний Аллах ясно сказал в Своей Книге о том, что тот, кто уверовал в одну часть (Писания) и не уверовал в другую, тот в действительности неверные. И Он повелел принимать Ислам целиком и полностью, а кто возьмет что-то и оставит что-то, тот является неверным. Признаешь ли ты, что тот, кто верует в одну часть и оставляет другую, впадает в неверие?

Абдуннаби : Да, я признаю это. Это ясно видно из Благородного Корана.

Абдулла : Если ты признаешь, что тот, кто поверил Посланнику (да благословит его Аллах и приветствует) в чем-то и при этом отверг обязательность намаза, или же признал всё, кроме Воскрешения, то он впадает в неверие[2],  то знай, что таухид есть величайшая обязанность, с которой был послан Пророк (да благословит его Аллах и приветствует). И он имеет большее значение, чем намаз, закят и хадж! Так как же может быть, что если человек отрицает что-то из этих вещей, он становится неверным, даже если он исполняет всё остальное, а если он отвергает таухид, который является религией всех пророков, он неверным не становится?! Пречист Аллах! Что может быть удивительнее подобного невежества! К тому же, подумай: сподвижники Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сражались при Ямаме с племенем Бану аль-Ханифа, хотя те приняли Ислам при Пророке (да благословит его Аллах и приветствует) и засвидетельствовали, что нет истинного божества кроме Аллаха, и что Мухаммад – Посланник Аллаха, и совершали намаз и произносили азан.

Абдуннаби : Однако при этом они засвидетельствовали, что Мусейлима [3] пророк,

тогда как мы говорим: «Не может быть пророка после Мухаммада».

Абдулла : Однако вы превозносите Али или Абдуль-Кадира или кого-то из пророков или ангелов до высот Властелина небес и земли. И если человек, превознесший кого-то до уровня Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), становится неверующим, и не приносит ему уже пользы произнесение двух свидетельств и совершение намаза, то превознесшего кого-либо до уровня Всевышнего Аллаха это касается в еще большей степени. Так же и те, кого Али (да будет доволен им Аллах) повелел сжечь в огне, утверждали о том, что они мусульмане, и они были сподвижниками Али (да будет доволен им Аллах) и получили знания от сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Однако при этом они имели в отношении Али такие же убеждения, какие имеются у вас в отношении Абдуль-Кадира и других. Как же сподвижники оказались едины во мнении в том, что эти люди являются  неверными и что с ними нужно бороться?  Неужели ты думаешь, что сподвижники способны обвинить в неверии мусульманина? Или же ты считаешь, что подобные убеждение в отношении какой-то иной личности ничуть не вредят, в то время как те же убеждения в отношении Али (да будет доволен им Аллах) делают человека неверным?!

Стоит также сказать: если жившие до нас являлись неверными потому, что соединили ширк и неверие в Посланника (да благословит его Аллах и приветствует), в Коран и отрицание Воскрешения и т.д., отчего же тогда ученые всех мазхабов упоминают о постановлении Шариата в отношение вероотступника, который стал неверным после того, как принял Ислам… И причём здесь они упоминают множество причин, каждая из которых по отдельности может вывести человека из Ислама. При этом они упомянули даже те вещи, в которые человек может попасть с легкостью – вроде слов, вызывающих гнев Аллаха, сказанных языком, но не сердцем, или же сказанных в виде шутки. Сюда входят и те, о которых сказал Всевышний Аллах: «Скажи: “Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его Посланником? Не извиняйтесь. Вы стали неверующими после того, как уверовали”» (сура 9, аят 66). Эти люди, стали неверными после того как уверовали, потому что будучи вместе с Его Посланником (да благословит его Аллах и приветствует) в походе на Табук, сказали нечто в шутку.

Стоит также упомянуть то, о чём расказал Всевышний Аллах о Сынах Израилевых, которые были преданными Аллаху, обладали знаниями и были благочестивыми. Они сказали Мусе: «Сделай нам божество»! Подобны этому и слова некоторых сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Сделай нам “Затуль-анват”!»[4], а Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) поклялся, что это подобно словам Сынов Израилевых: «Сделай нам божество подобно тому, как у них есть божества» (сура 7, аят 138).

Абдуннаби : Однако Сына Израилевы, а также те, кто попросили Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) сделать им «Затуль-анват», не стали из-за этого неверными.

Абдулла : Ответ таков, что Сыны Израилевы и те, кто обратился с просьбой к Пророку (да благословит ег… Продолжение »

Яндекс.Метрика
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz