9  Какая польза заключается в знании Имен Аллаха и Его Качеств? Первая обязанность, которую Аллах возложил на нас – познание Всевышнего Аллаха. И если люди знают Его, они непременно будут поклоняться Ему должным образом. Сказал Всевышний: «Знай же, что нет истинного божества, кроме Аллаха» (сура 47, аят 19). Воспоминание о том, что Аллаху присуща безграничная милость, дает надежду. Понимание того, что кара Его сурова, служит поводом для страха. А признание того, что Он один одаряет благами, является основанием для благодарности. Под поклонением посредством Имен и Качеств Аллаха подразумевается всестороннее знание о них, глубокое понимание их значений и действие в соответствии с ними. Среди Имен Аллаха и Его Качеств есть такие, обладание которыми для человека похвально – как знание, милосердие и справедливость, а есть и такие, которые, будучи отнесены к человеку, несут ему порицание – как божественность, высокомерие и гордость. Человек может обладать качествами, которые являются похвальными для него и которыми ему предписано обладать, но которые не могут относиться к Всевышнему Господу – как рабопреклонство (перед Аллахом), нужда, потребность, смиренность, просьба и т.д. Поистине, самые любимые для Аллаха из его творений – те, кто обладает свойствами, которые Он любит, а самые ненавистные те, кому присущи качества, которые Он не любит.

Говорит Всевышний Аллах: « У Аллаха – самые прекрасные Имена. Посему взывайте к Нему посредством их…» (сура 7, аят 180). И Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: « Поистине, у Всевышнего Аллаха девяносто девять имён - сотня без одного. Кто сочтет их, войдет в Рай» (Аль-Бухари). Если проследить аяты  Корана и тексты достоверной сунны, то их можно собрать, вот они : « Это: Аллах, кроме Которого нет (истинного) божества, }Ар-Рахман الرحمن (Обладатель безграничной милости), }Ар-Рахим الرحيم  (Обладатель вечной милости, которая в Вечной Жизни будет проявлена только к праведным, жившим в земной жизни по законам Творца), }Аль-Маликالملك    (Властелин, Владыка всего), }Аль-Куддус القدوس  (Совершенный, свободный от всех недостатков), }Ас-Салям السلام  (Мир), }Аль-Му’мин المؤمن (Дарующий безопасность и благополучие), }Аль-Мухаймин المهيمن (Попечитель), }Аль-‘Азиз العزيز (Всемогущий), }Аль-Джаббар الجبار (Могущественный, Управляющий всем по Своей Воле), }Аль-Мутакаббирالمتكبر   (Обладатель безграничного величия), }Аль-Халик الخالق (Творец), }Аль-Халлак  الخلاق(Творец), }Аль-Бариالبارئ  (Создатель всего живого), }Аль-Мусаввир المصور  (Придающий всему определенную форму), }Аль-Авваль الأول (Первый во всем, у Которого нет начала и Которому никто не предшествует), }Аль-Аахыр الآخر (Последний, у Которого нет конца), }Аз-Захир الظاهر (Явный через знамения и творения Свои), }Аль-Батын الباطن (Скрытый), }Ас-Сами’ السميع  (Всеслышащий), }Аль-Басыр البصير (Всевидящий), }Аль-Мауля المولى (Покровитель), }Ан-Насыр  الناصر(Помощник), }Аль-’Афуу العفو (Прощающий, Стирающий грехи), }Аль-Латыф اللطيف (Добрый, Милостивый, Дающий блага со всеми тонкостями, Знающий все до мельчайших подробностей), }Аль-Хабир الخبير (Ведающий), }Аль-Витр الوتر (Единый), }Аль-Джамиль الجميل (Красивый), }Аль-Хайий الحييّ (Стыдливый, Стеснительный), }Ас-Ситтир الستير (Прикрывающий), }Аль-Кабир الكبير (Огромный, перед Которым все ничтожно), }Аль-Мута‘аль  المتعال (Возвышенный), }Аль-Вахид الواحد (Единственный), }Аль-Ахад الأحد (Единый), }Ал-Кахир القاهر (Непобедимый), }Аль-Каххар القهار (Господствующий, Одерживающий верх, Вседержитель), }Аль-Хакк الحق (истинный), }Аль-Мубин المبين (Явный), }Аль-Кави القوي (Всесильный), }Аль-Матин المتين (Прочный, Обладатель великой силы), }Аль-Хай الحي (Вечно Живущий, Сущий),  }Аль-Каййум القيوم (Сущий, Существующий без нужды в ком-либо, однако, все всегда нуждаются в Нем), }Аль-’Алий العلي (Наивысший (во всем)), }Аль-’Азыйм العظيم (Величайщий), }Аш-Шакир الشاكر(Благодарный, всегда дающий вознаграждения больше заслуженного), }Аш-Шакур الشكور (Благодарный, всегда дающий вознаграждения больше заслуженного), }Аль-Халим الحليم (Терпеливый[1], Сдержанный (не наказывающий человека сразу после совершения греха, дающий ему возможность раскаяться)), }Аль-Васи’ الواسع (Объемлющий), }Аль-‘Алим العليم (Всезнающий), }Ат-Таууаб التواب (Приемлющий покаяние), }Аль-Хаким الحكيم (Мудрый), }Аль-Ганий الغني (Богатый, Самодостаточный во всем), }Аль-Карим الكريم (Щедрейший), }Аль-Кариб القريب (Близкий), }Аль-Муджиб المجيب (Отзывающийся, отвечающий на мольбу), }Ас-Самад الصمد (Вечный, Самодостаточный, и в Котором все нуждаются и будут вечно нуждаться), }Аль-Гафур الغفور (Всепрощающий), }Аль-Гаффар الغفار (Прощающий (грехи и прегрешения)), }Аль-Вадуд الودود  (Любящий (Свои творения)), }Аль-Валй الولي[2] (близкий Друг, Помогающий покорным Ему), }Аль-Хамид الحميد (Достохвальный), }Аль-Хафиз الحفيظ (Хранитель), }Аль-Маджидالمجيد  (Благородный (Обладатель чести, достоинства и щедрости)), }Аль-Фаттах الفتاح (Раскрывающий,Податель благ), }Аш-Шахид الشهيد  (Свидетель (всего)), }Аль-Мукаддим المقدم (Выдвигающий вперед (тех, кого пожелает)), }Аль-Муъаххыр المؤخر (Отодвигающий назад (тех, кого пожелает)), }Аль-Малик الملك (Властелин), }Аль-Маалик المالك (Владыка), }Аль-Муса’ир المسعّر (Назначающий цену), }Аль-Кабид القابض (Держащий (блага у Себя), }Аль-Басит الباسط (Расстилающий (Дающий в изобилии)), }Ар-Разик الرازق (Кормилец), }Ар-Раззакالرزّاق  (Дарующий пропитание и необходимый удел всему сотворенному), }Ад-Дайан الديّان (Судия), }Аль-Маннан المنان (Всемилостивы), }Аль-Кадир القادر (Способный, Обладатель мощи), }Аль-Кадир القدير (Всемогущий), }Аль-Муктадир المقتدر (Всемогущий, Обладатель безграничной силы и мощи), }Аль-Вакиль الوكيل (Покровитель, Опекающий), }Ар-Ракыб الرقيب (Наблюдающий, (Держащий все под бдительным вниманием)), }Ал-Мухсин المحسن  (Благодетель),  }Аль-Хасиб الحسيب (Учитывающий, Принимающий все в расчет и внимание), }Аш-Шафи الشافي (Целитель), }Ар-Рафик الرفيق (Спутник, Товарищ), }Ал-Му’тыالمعطي  (Дающий,Щедрый), }Аль-Мукыт المقيت (Дающий пропитание), }Ат-Тайиб الطيّب (Хороший,Добрый), }Аль-Хакам الحكم (Высший Судия),  }Аль-Акрам الاكرم (Наищедрейщий), }Аль-Барр البر  (Великодушный, Милостивый), }Ар-Рауф الرؤوف (Мягкий, Снисходительный), }Аль-Ваххаб الوهاب (Дарующий в изобилии), }Аль-Джавад الجواد (Великодушный,Щедрый), }Ас-Суббух السبوح  (Славославный,Восхвалимый), }Аль-Варис الوارث (Наследующий), }Ар-Рабб الرب (Господь), }Аль-А’ля الأعلى (Всевышний), }Аль-Илах الإله (Истинный Бог).

    Слово «сочтет» в хадисе имеет в своём значении несколько степеней.           1) Умение сосчитать эти имена. 2) Понимать их значения – например: Сказав «Аль-Хаким» («Мудрый»), человек должен подчиниться заветам Аллаха, будучи убеждённым что все они соответствуют Его мудрости. А говоря «Аль-Куддус» («Чистый, лишенный недостатков»), человеку следует вспомнить о том, что Аллах отдален от любых недостатков. 3) Обращение к Аллаху с их упоминанием, это обращение делится на две степени. а) Обращение, мольба восхваления и поклонения. б) Обращение просба мольба.

10  Чем отличаются Имена Аллаха от Его Качеств? И Имена, и Качества Аллаха разрешено использовать при испрашивании защиты[3] и принесении клятвы[4]. Однако между ними существуют различия. Важнейшие из них:        1) При образовании имени собственного, означающего «раб…»,  и в мольбах (ду’а), обращаемых к Аллаху  дозволено употреблять Имена Аллаха, но не Его Качества. Можно, например, давать имя «Абду-ль-Карим» («раб Щедрого») где используется одно из имен  Аллаха - «аль-Карим», но нельзя давать имени Абду-ль-Карам («раб Щедрости»), где уже используется качество Аллаха - «аль-Карам» . Так же и в ду’а можно сказать «Йа Карим!» («О, Щедрый!»), но нельзя сказать «Йа Карам!» («О, щедрость!»);

2) От Имени Аллаха образуются качества: например от имени «ар-Рахман» («Милостивый») образуется качество «ар-Рахма» («милосердие»). А от Качеств Аллаха новые Имена не образуются. Так, от качества «истива» («вознесение на Трон») не образуется имя «аль-Мустави» («Вознесшийся»); 3) От действий Аллаха также не образуются новые Имена. Например: среди действий Аллаха – гнев, но при этом нельзя сказать, что одно из Имён Аллаха– «Гневающийся», что же касается Его Качеств, то они образуются от Его действий. Так, мы утверждаем, что одним из Качеств Аллаха является гнев, потому что гнев относится к Его действиям.



[1] Здесь имеется в виду такое терпение, при котором его обладатель имеет все возможности и силу для наказания провинившегося, но не делает этого. Прим. пер.

[2] Ударение на последний слог. Прим. пер.

[3] Пример с именем: «А’узу бил-Ляхи мин…» («Прибегаю к помощи Аллаха от…») или «А’узу бир-Рахмани мин…» («Ищу защиты у Милостивого от…») и т. д. Пример с качеством: «А’узу би кудратил-Лахи мин... » («Прибегаю к помощи могущества Аллаха от…»)  Прим. пер.

[4] То есть мы можем сказать: «Уксиму биЛляхи» («Клянусь Аллахом»), а можем сказать: «Уксиму би кудратил-Ляхи» («Клянусь могуществом Аллаха») и т. д. Прим. пер.

 

Яндекс.Метрика
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz